То, что мы считаем злобой, а потом корим себя и виним, это не злоба.
Это усталость чаще всего. Измотанность. Раздражение, которое так легко возникает у утомленного человека. Хотя на вид это злость. Грубость. Плохие слова, которые срываются с языка; брань. И потом тяжело на душе…
Настоящая злоба расчетливая, практичная и холодная. Злой человек только имитирует гнев; только изображает страсть. На самом деле он спокоен и холоден, как пустота, как вакуум, как искусственный лёд. Потому что настоящий лёд не так холоден, как сердце злого человека. И ругань его расчетлива и манерна. Он умело вставляет в текст бранные слова, витиевато, мастерски…
Ученые работали с настоящими преступниками в тюрьме; большинство злодеев были довольно спокойными людьми. И свои преступления они совершали в трезвом рассудке, для выгоды или для удовольствия от чужих страданий. Не такие уж они раздражительные были, эти закоренелые разбойники.
Усталость и издерганность - это не злость. Надо сдержать их, преодолеть; как это трудно! Это один писатель вспоминал, как его мама в голодные и тяжелые послевоенные годы пыталась вставить в печку выпавший кирпич.
Руки в золе, кирпич выпадывает, чем детей кормить - непонятно, а на мужа пришла "похоронка"… Она стояла на коленях перед печкой, эта измученная мама, и, наверное, ругалась плохими словами.
А мальчик пришёл с улицы; в руке - травинка. Он под снегом нашёл зелёную травку и изумился. Травка живет под снегом, представляете? Она зелёная! Мама,смотри! И мама нашла силы не заорать, - кто бы её обвинил? Она обернулась и сделала над собой усилие. Сказала; да, мол, действительно зелёная травка. Здорово, сынок. Скоро весна…
И всю жизнь мальчик помнил эту историю. Даже в книге её описал. Он сердцем понял, как трудно было маме сдержаться. И мы все понимаем, конечно. Как это трудно, когда все плохо и трудно, когда ты невыносимо устал, когда силы кончились, - так трудно сдержаться. И без раздражения ответить. Или смолчать; по-доброму смолчать и кивнуть…
Вы не злые. Просто иногда очень уставшие. А настоящие злые не устают; они в вечном движении, как акулы. Они не знают покоя. И не ведают раскаяния. Которое так часто мучает добрых утомленных людей; потом, когда усталость выплеснулась в раздражённых словах, в грубом окрике.
Надо сдержаться. Это очень трудно. Это требует усилия, а сил и так мало. Вдохните и выдохните. Посмотрите на мир за окном; пока ещё холодно. У нас ещё снег и лёд… Но под снегом действительно живет зелёная травка; а под коркой раздражения и усталости живет любовь. Пусть живут. Скоро весна.
Анна Кирьянова
картина Лиддердейл